Родители и дети


Речевое развитие младенца

В развитии речи можно проследить две линии - понимание  речи окружающих взрослых и собственные вокализации ребёнка.

Понимание речи интенсивно развивается во втором полугодии. Именно в это время надо создавать специальные условия: взрослый формирует речевое пространство малыша с помощью "сопровождающей" речи: "Сейчас мы возьмем бутылочку, нальем воды.  Вода  горячая, она должна немного остыть. Поставим пока бутылочку на стол..." Значение такого комментирования огромно: ребёнок прислушивается к речи, понимает её общий эмоциональный тон, а позже - выделяет в ней отдельные слова. Ребёнок пока не овладевает речью, слова ещё недостаточно чётко соотнесены с обозначаемыми предметами, однако "фоновая речь" взрослого является необходимой предпосылкой развития собственной речи малыша. 

Сначала вокализации ребёнка имеют вид коротких, а позже певучих звуков, в которых выражается состояние ребёнка - восторг, радость, удовольствие (вскрики, взвизгивания), напряжённое сосредоточение (гуканье).  Хотя лепет младенца может напоминать знакомые слова, важно понимать, что звуки, издаваемые ребёнком, ("ма-ма", "дя-дя") не имеют предметной отнесённости, иначе говоря, ситуативны и не называют предмет. Вокализации, как правило, возникают, как сопровождение активных действий ребёнка и являются, своего рода, голосовым аккомпаниментом. К концу первого года вокализации используются для общения со взрослыми. Издавая звукокомплексы, ребёнок подзывает взрослого, привлекает его внимание, удерживает около себя. 

В развитии речи дети проходят несколько этапов:
1. Этап гуканья и гуления.
2. Этап лепета и лепетного говорения
3. Этап появления псевдослов, слов-предложений.

Первоначально во время гуления появляются гортанные звуки "к", "х", вначале без сопровождения гласных, реже с "ы" - "кы", "хы". Вслед за ними появляются певучие звуки - то же гуление, но долгое, нараспев. В 11-13 месяцев ребёнок уже долго и с удовольствием гулит.

Начиная с 4 мес. во время гуления появляются первые согласные - губные "б" и "м". Сначала редко, а затем все чаще, малыш начинает произносить слоги "ба" и "ма". Постепенно набор звуков обогащается, у ребенка появляются подражательные голосовые реакции. Взрослый произносит: "Киса", "Мама", и ребенок пытается повторить (чаще всего только первый слог - "ки", "ма"). К 7-8 месяцу возможны первые попытки называния.

К году ребенок может активно использовать от 1 до 7-16 слов. Первые слова называются псевдословами, а речь ребенка - автономной. Такая речь имеет ряд особенностей: она включает в себя звуковые "обрывки", слова-искажения ("мооко"), звукоподражания ("ав-ав", "му-му"); кроме того, детские слова характеризуются многозначностью. Так, "ки" может обоначать кису, конфеты, любимую игрушку и т.п.

Автономная речь понятна только ребенку и тем, кто посвящен в "шифр" детской речи. Она своеобразна и зачастую аграмматична: ребенок произвольно соединяет слова, руководствуясь ситуацией. Одна из ключевых особенностей автономной речи - как раз ее ситуативность. Ребенок называет предмет, находящийся перед глазами, и забывает о нем, едва предмет исчезает из поля зрения. Но несмотря на очевидное несовершенство автономной речи, она является необходимым этапом в развитии каждого нормального ребенка. Начало и конец автономной речи знаменуют собой начало и конец кризиса первого года жизни.

 

Развитие речи у детей первого года жизни в трудах Л.С. Выготского. Псевдослова и автономная речь. Этапы развития детской речи. Кризис одного года, кризис трех лет. Когда появляются первые слова? Что такое автономная речь? Гуление, уцкание, лепетание, речевые вокализации в течение первого года жизни.